Пятница, 28.04.2017, 16.02.13
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Для родителей
Горячая линия
ОБСУЖДАЕМ
Календарь
«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
МИНОБРНАУКИ
ДОиН КО
УОПолысаевского ГО
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0










Форма входа

        Урок семьи и семейных ценностей

Харлашина Светлана Леонидовна

Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение

«Лицей города Полысаево»

E-mail: polysaevolyceum@rambler.ru

 

Актуальность этой темы обусловлена заметной деградацией семьи  в современном обществе. Разрушаются ценностные основы семьи, снижается авторитет родителей, разрывается связь поколений. Эти процессы наглядно иллюстрирует статистика - 50% российских детей находятся в зоне риска. Предлагаемое мероприятие не требует длительной подготовки. Учитель организовывает общение, комментирует реплики детей. Разнообразные методы работы (беседа, незаконченные предложения, проблемные, воспитывающие ситуации) позволяют удерживать интерес и внимание детей на протяжении всего мероприятия.

Цели: содействовать расширению знаний школьников о се­мье, о нравственных нормах и морали; формировать ценностное отношение к семье, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения; способствовать моральному развитию детей; побуждать их к анализу собственного поведения к обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.

Форма проведения: час общения.

Ход классного часа

1. Вступительное слово

Классный руководитель.

Сегодняшний классный час - это час общения. Мы с вами будем разговаривать, спорить, убеждать друг друга. Общение будет плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг другу. Тогда будет и радость, и польза от общения. Посмотрите вокруг себя улыбнитесь друг другу, настройтесь на доверительный разговор.

(Пауза.)

Все вы читали сказки. И многие сказки заканчиваются свадебным пиром. А в жизни с этого пира все только начинается. Начинает создание и укрепление семьи. И процесс этот не прекращается никогда. Он требует постоянного душевного труда всех членов семьи. У одних это получается, и рождается счастливая, здоровая семья, все чувствуют тепло и защиту, у других получается не семья, а группа людей, которые просто живут под одной крышей. Роман Л. Толстого «Анна Каренина» начинается знаменитой фразой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Какие же несчастья могут обрушиться на семью? (Пьян­ство, наркомания, бедность, болезни, развод родителей, плохие, не­послушные дети и т. п.)

Классный руководитель.

Неблагополучных, несчастли­вых семей сейчас немало. И это не всегда связано с материальными трудностями.

2. Интерактивная беседа по теме «Эгоизм и альтруизм»

Классный руководитель.

Многие психологи утверждают, что главным врагом семьи, да и вообще человеческих отношений, сей­час становится эгоизм. Что же такое эгоизм? И кто такие эгоисты? (дети отвечают)

Классный руководитель.

Ваше понимание недалеко от истины. В словаре С. Ожегова слово «эгоизм» объясняется так (слайд): «Эгоизм (от лат.ego - я) - это себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих».

Эгоист - это человек, который во всем ищет только личный инте­рес. Главный принцип эгоиста: живи для себя. Как вы считаете, воз­можна ли дружба, любовь между эгоистами? Хотели бы вы дружить с эгоистом? И если нет, то почему? (дети отвечают)

Классный руководитель.

К счастью, нас окружают не только эгоисты. Есть люди совершенно противоположного скла­да (слайд) - альтруисты. Альтруизм - это антоним эгоизма. Как же проявля­йся альтруизм? Как ведут себя альтруисты?

Классный руководитель.

В словаре С. Ожегова слово «альтруизм» имеет такое толкование (слайд): «Альтруизм (от лат. alter - другой) - готовность бескорыстно действовать на пользу дру­гим, не считаясь со своими интересами».

Альтруизм - это сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им, готовность к самоотречению во имя их блага. Главный принцип альтруиста: живи для других. Конечно, не на каждом шагу попадаются нам альтруисты, но по крайней мере одно­го альтруиста каждый из нас знает лично. Угадайте, кто это? Конечно же, это наши родители. Вот уж кто действительно живет для других, то есть для нас. Они бескорыстно любят нас и готовы на все ради нашего блага.

Классный руководитель.

Сегодня мы не будем осуждать родителей. Попробуем их понять.

3. Информационный блок «Отцы и дети»

Классный руководитель.

Отцы и дети... Эта проблема стара, как мир. Противоречия между двумя поколениями были и будут всегда. Но именно в наши дни эти противоречия стали принимать такие уродливые формы. «Шнурки», «черепа», «предки», «родаки», «папик» и «мамик» - такими оскорбительными кличками величают своих ро­дителей современные дети. А ведь вырастить и поднять на ноги детей в современной России - это почти подвиг. Традиция уважать родителей и вообще всех старших есть у каждого народа. Без этого ни один народ не смог бы сохраниться, передать свой опыт следующим поколениям. Народы Кавказа, где эти традиции очень сильны, даже секрет своего долгожительства объясняют тем, что у них принято почитать и уважать старших. А живут там люди по сто и больше лет, сохраняя здравый ум и работоспособность. Традиция почитать родителей и старших была всегда сильна и в России. Каждый христианин знал древнюю библей­скую легенду о сыновьях Ноя. Один из сыновей Ноя, Хам, посмеялся над отцом. За это потомки Хама навечно стали рабами, а само имя Хам стало нари­цательным - так называют грубого, наглого человека, который никого не уважает, считает себя выше других. В Библии можно найти много заповедей о том, как воспитывать детей, как относиться к родителям.

Главное правило - это заповедь: «Чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земли». В ветхозаветные времена с не­покорными детьми поступали по всей строгости - могли и забить камнями до смерти. Страшное наказание ожидало тех, кто поднимал руку на родителей: «Кто ударит отца своего или свою мать, того долж­но предать смерти». Такому же наказанию подвергался и человек, бранивший своих родителей: «Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти».

В Библии сказано, что детей нужно воспитывать в строгости и по­слушании, чаще наказывать - не из жестокости, а для их же блага: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства на­казывает его». Библейские заповеди нашли отражение в пословицах нашего народа (на слайдах). О роли родителей для детей: «Нет такого дружка, как Родная матушка», «Как Бог до людей, так отец до детей», «Птица раду­йся, весне, а младенец матери». О том, что нужно строго относиться к детям: «Наказуй детей в юности, упокоят тя на старости». О том, что нужно прислушиваться к советам родителей: «Родительское слово на ветер не молвится». В России тот, кто поднимал руку на своих ро­дителей или оскорблял их, считался «поганым», с ним не водились, не подавали руки, не принимали в приличном обществе. Советы и наставления родителей – драгоценнейшее наследство, которое могут получить от них дети. Но далеко не все почитают своих родителей, грубят, огрызаются в ответ на замечания, а повзрослев, не хотят ухаживать за престарелыми родителями, отправляют их в приюты. А потом плачут от собственных детей, обвиняя их в черствости и эгоизме.

В жизни всё очень сложно. Очень сложно создать дружную, крепкую, любящую семью. А ещё сложнее сохранить огонёк тепла, любви, дружбы и взаимопонимания. А ведь именно глядя на такие счастливые семьи, невольно завидуешь им и думаешь: «Неужели в этой семье всегда всё гладко и не было ссор, недоразумений и тайн?»

4.Проблемный афоризм

Классный руководитель.

Примерно за два с половиной года до гибели он узнал, что его письма, и даже письма к женщине, тайно читают в полиции. Поэт был взбешен; он назвал это скверным и бесчестным делом, свинством; сгоряча он подумал, что, может быть, это Наталья Николаевна, его жена, дала кому-нибудь списать его письмо? Он выговаривает жене: «Если ты виновата, так это мне было бы больно. Никто не должен знать, что происходит между нами… Без тайны нет семейственной жизни».

Давайте остановимся на словах великого Александра Сергеевича Пушкина: «Без тайны нет семейственной жизни». Тут не все просто, не все очевидно.

Многие годы государственная политика в нашей стране была направлена на то, чтобы семейная тайна, наоборот, не сохранялась. Когда шла борьба с кулаками, в одной семье отец подписал справки, которые позволили спасти несколько несчастных, обреченных на гибель. Это было дело отца, он сам брал на себя ответственность, и никто об этом не должен был знать. Но его сын сообщил о поступке отца милиции, и все пошли под суд, всех арестовали. Больше того, имя этого мальчика, убитого в отместку, прогремело на всю страну – его хвалили за то, что он раскрыл семейную тайну, передал отца в руки правосудия.

По законам прежнего времени никаких семейных тайн не было, все тайны – государственные. Сын обязан был доносить на отца, а если он не делал этого, то и его судили. Теперь не так. Теперь в наших законах родственники не обязаны доносить друг на друга. Семейная тайна есть семейная тайна. Государство признает её.

Но в нашей психологии остались следы прежнего, и мы очень часто, даже не замечая этого, рассказываем друзьям или даже посторонним людям о том, что происходит в семье. Причем рассказываем о семье дурное, например, о том, что родители ссорятся или что кто-то в семье пьет; и даже по телевизору маленького мальчика спрашивают: «А что, твой папа пьет?» - и мальчик смущенно кивает головой. Смущённо – потому что он уже в три года понимает, что поступает плохо: нельзя говорить дурное о родных! Нельзя говорить дурное о матери, об отце, о близких, надо беречь честь семьи. И родители не должны говорить дурное о своих детях, даже если те плохо ведут себя, даже если они совершили тяжёлые проступки.

Скажут: но ведь нельзя лгать! Ведь я же говорю правду! Нет. Правда, которая порочит честь близких тебе людей, - это неправда, это зло. А зло не может быть правдой. Люди дали тебе жизнь, вскормили тебя, заботились о тебе – а ты будешь у них как шпион в доме? Какая же это правда?

Мы рассказываем дурное о родных, потому что нам хочется, чтобы нас пожалели. Кого жалко – тот выглядит вроде как герой: вот какая трудная у него жизнь!

Но ведь это низко. Люди живут, вырастают, у каждого своя семья. И лучше всех живёт семья, в которой жена не бегает по соседям, не жалуется на мужа; муж не жалуется чужим на жену; дети не жалуются на родителей, а родители не приходят в школу и не жалуются на своих детей. Все берегут честь семьи!

Классный руководитель.

Как вы прокомментируете услышанное? (дети отвечают)

К счастью, есть еще семьи, в которых дети считают родителем друзьями, прислушиваются к их советам и замечаниям, гордятся ими.

5.Рассказы детей по теме «Стержень моей семьи»

Классный руководитель.

Каждый человек ищет пример для подражания, и первый такой пример он может найти в кругу сво­ей семьи. Отцы, деды, прадеды... Кто прославился мастерством, кто - боевыми заслугами, кто - добротой, мудростью, справедливость». Они-то и составляют стержень семьи, красу и гордость всего рода. Расскажите о том, кто является стержнем вашей семьи, кто в семьеявляется для вас авторитетом?

(Дети коротко рассказывают о своих родных)

6. Работа в группах. Незаконченные предложения

Классный руководитель.

Предлагаю вам поработать в группах.

Первая группа - составит портрет идеальных родителей.

Вторая группа - создаст образ идеального ребенка.

Третья группа - составит портрет идеальной семьи.

Для выполнения задания нужно всего лишь закончить предложе­ния, написанные на доске (показывает на доску, читает предложения для каждой группы):

Идеальные родители - это...

Идеальные дети - это...

Идеальная семья - это...

 На выполнение задания дается 3 минуты.

(Включается музыка или метроном, дети обдумывают варианты от­ветов.)

Послушаем, что же у нас получилось.

(Учитель дает слово детям из первой, второй, третьей группы. Можно оформить в виде кластера)

Примерные ответы детей:

Первой группы: не ругают, все разрешают, все покупают, дают де­нег, ничего не заставляют делать, строгие, но справедливые, уважают детей, никогда не кричат, не унижают детей, приучают к труду, много рассказывают, возятся с детьми и т. п.

Второй группы: слушают, подчиняются, помогают по хозяйству, уважают, жалеют родителей, хорошо учатся, самостоятельные, не ог­рызаются, не курят, не пьют, не ругаются, не воруют, не дружат с пло­хими мальчиками и девочками и т. п.

Третьей группы: дружная, трудолюбивая, где у всех все есть, все уважают друг друга, где есть взаимопомощь, поддержка, забота, тепло и уют, откуда не хочется уходить, где всем хорошо, где все альтруисты, нет эгоистов и т. п.

Классный руководитель.

Ну, что ж, слово «идеал» обо­значает высшую цель деятельности, стремлений. Будем считать, что эту цель вы для себя обозначили.

7.Заключительное слово

Классный руководитель.

Наша встреча подходит к кон­цу. Мы сегодня говорили об ува­жении к родителям, о семейных ценностях. Всем известна древняя притча о трех буханках хлеба.

Один человек покупал каждый день три буханки хлеба. На вопрос продавца, зачем ему столько, он отвечал, что себе оставляет только одну буханку, а две оставшиеся делит таким образом: одной - долг возвращает, вторую - в долг дает.

Вы понимаете, о каком долге говорил этот человек? Правильно! О долге детей перед родителями и о долге родителей перед детьми.

Родители подарили нам жизнь, окружили бескорыстной любовью и заботой. Благодарность, любовь, уважение - вот единственное, чем можно заплатить за все это. Тех, кто не согласен с этим, предостерегал еще древнегреческий философ Сократ (слайд): «Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя, ибо никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело, получит от тебя благодарность».